Персона Компании и рынки Технологии Новости Украины Недвижимость Выставки Культура Топ-5
Капитализм по-нашему: 400 миллионов гривен в «одни руки»
Капитализм по-нашему: 400 миллионов гривен в «одни руки»

Почему Украина сознательно отказывается от европейских норм дорожного движения, теряя возможность максимально быстро интегрироваться в транспортную систему Старого Света.

После подписания Соглашения об Ассоциации между Украиной и Европейским Союзом наша страна получила уникальную возможность стать частью транспортной системы Старого Света. Для этого Украина должна внедрить у себя ряд директив, осуществив постепенный переход украинских норм и законов в соответствии с европейскими нормами и актами. Одна из важнейших - под номером 2014/45/ЄС, в которой четко прописан правила и нормы тестирования транспортных средств на пригодность к эксплуатации. Также директивой определено, что контроль за предприятиями, которые осуществляют тестирование транспортных средств, считается реализованным, если в стране введена аккредитации в соответствии с Регламентом Европейского Парламента и Совета (ЕС) №765/2008. Еще в начале 2000-х годов Украина создала Национальное агентство по аккредитации Украины в соответствии с Законом Украины «Об аккредитации органов по оценке соответствия», которое и занималось осуществлением аккредитации. Однако с 2017 года начались интересные вещи.

В марте 2017 года постановлением Кабинета Министров Украины были внесены изменения в существующие нормы. Полномочия проверять документы субъектов предпринимательской деятельности после аккредитации были дополнительно предоставлены Министерству инфраструктуры. Министерство настолько «эффективно» поработало, что в начала 2019 года субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют технический осмотр из 400 осталось около 10.
Спустя полтора года после предоставления Министерству инфраструктуры таких полномочий, Кабинет Министров Украины принимает новое постановление, наделив Министерство правом фактически без обоснования исключать из Реестра субъектов, занимающихся техническим осмотром транспортных средств. Например, в случае любых изменений в документах, которые направлялись Министерству (перечень оборудования, договора аренды и так далее).
Данное решение вызвало немало критики, в том числе и со стороны зарубежных партнеров Украины, указывавших на то, что государство создает очередную монополию на рынке, а контроль за техническим осмотром транспортных средств и их сертификацией может превратиться в фикцию.
Неудивительно, что это постановление было оспорено в судебном порядке, а вскоре правоту предпринимателей подтвердил и Апелляционный суд. Была надежда, что после президентских выборов и прихода нового Кабинета министров наша страна вновь вернется к взятым на себя обязательствам в соответствии с Соглашением об ассоциации. Однако радость предпринимателей и автомобилистов оказалась преждевременной. В конце февраля 2020 года Министерство инфраструктуры Украины снова вернулось к попытке монополизировать рынок, опубликовав у себя на сайте проект закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны». В этом законопроекте вновь заложены предпосылки для монополизации рынка, объем которого составляет около 1,5 миллиардов гривен ежегодно. Его «увод» в тень в поисках быстрой выгоды от надлежащего контроля за техническим осмотром автомобиля или его сертификацией.
Среди главных спорных пунктов данного законопроекта - создание Бюро по безопасности эксплуатации колесных транспортных средств, которому предлагается предоставить полномочия на приостановление хозяйственной деятельности субъекта, проводящего сертификацию без четких регламентирующих причин. «Добровольно-принудительный» ввод в состав Бюро предприятий, участвующих в техническом осмотре автомобилей. Руководство Бюро Президиумом, три члена которого из семи - компании, получившие наибольшее количество успешно проверенных Министерством станций. И возможность Министерства инфраструктуры выполнять функции Бюро, даже формально в нем не участвуя (если Президиум Бюро не смог собраться или же принять решение).
По мнению европейских экспертов, данный законопроект не только не отвечает нормам ЕС, но и прямо противоречит им. Это касается как создания самого Бюро, так и его состава. Как отмечают специалисты, права органа, уполномоченного ЕС осуществлять выдачу аккредитаций, четко регламентируется законами и директивами Европейского союза. Все станции, получившие разрешения на подобный вид деятельности, обязаны пройти тщательную экспертизу на предмет соответствия, а правила рынка должны быть едиными для всех.

При этом в последнее время в Украине появилась масса компаний, использующих устаревшее, а иногда и просто неработающее оборудование для проведения технического осмотра или сертификации транспортных средств. По странному стечению обстоятельств, большинство из них - не только будут в составе Бюро, но и принадлежат нескольким лицам или фирмам, которые претендуют на вхождение в Президиум Бюро (указанные выше три члена главного руководящего органа). И если сейчас никто не может понять принципы и основания успешного прохождения проверки Министерства инфраструктуры, то в дальнейшем возникнет масса вопросов к «качеству» их сертификатов или экспертиз. 

Еще больше вопросов к самой процедуре. Потому что из обязательных ежегодных 700 тысяч технических осмотров, более 2/3 проводят только две компании. При средней стоимости техосмотра в 1000 гривен, несложно подсчитать, что в качестве оплаты они принимают более 400 миллионов гривен. Как стоит понимать такую выборочность Министерства инфраструктуры?!
«После окончания карантина, вызванного пандемией коронавируса, на границах ЕС специальные службы будут гораздо тщательнее проверять транспортные средства не из стран Евросоюза. Особое внимание будет уделяться техническому состоянию автомобиля, - говорит юрист Игорь Черненко. - Получение «липового» протокола обязательного технического контроля не гарантирует пересечения границы ЕС. В «зону риска» попадают не только туристы и путешественники, но и автоперевозчики. А это куда больнее для нашей экономика. Кризис, случившийся сейчас, дает отличную возможность детально проанализировать предложенные изменения и просто вернуться к правилам и нормам, которые работают в Европейском Союзе и которые нужно просто имплементировать в Украине».

 


      Последние новости

С 11 мая Правительство Украины ослабит ряд ограничений, введенных в рамках борьбы с коронавирусом. Будет разрешена работа непродовольственных магазинов, в том числе и магазинов, расположенных в торговых центрах.

Сеть кофеен Starbucks увеличит количество безналичных вариантов оплаты, чтобы снизить риск заражения клиентов коронавирусом. Об этом, в четверг, 7 мая, сообщает Inc.

В связи с реструктуризацией Международного Совета Торговых Центров (ICSC) и учреждением Европейского Совета Торговых Мест (ECSP), Национальный комитет ICSC в Украине преобразован в Украинский Совет Торговых Центров (УСТЦ), который будет представлять ECSP в Украине.